44‑фз «для чайников»: как проводятся госзакупки
Содержание:
- Дополнительные требования при закупке строительных работ по 44-ФЗ: как определить подрядчика
- Открытый конкурс и его подвиды
- Запрос предложений
- Мнение ФАС по закупке продуктов детского питания
- Обоснование невозможности соблюдения запрета
- Где посмотреть информацию о товарных знаках?
- Правила описания объекта закупки по ст 33
- Насколько подробно нужно описывать в документации необходимый объект?
- Итак, условия, которые говорят об отсутствии ограничения конкуренции:
- Неправомерно установил запрет на допуск товаров
- Ст 33 44 ФЗ
- Технические и эксплуатационные характеристики
- Каковы правовые последствия несоблюдения требований к описанию закупки?
- Другие статьи закона
- Как заказчику выбрать ОКПД-2 или КТРУ?
- Обоснование НМЦК
- Какие критерии использовать при проведении конкурса
Дополнительные требования при закупке строительных работ по 44-ФЗ: как определить подрядчика
Способ определения подрядчика зависит от вида работ и размера НМЦК (таблица 1).
Таблица 1. Выбор способа определения подрядчика
Объект закупки |
НМЦК, руб. |
|||
До 3 млн |
До 5 (10) млн |
Свыше 5 (10) млн, до 100 млн |
Свыше 100 млн |
|
Работы строительные (код ОКПД 45, кроме ОО, ТС, ИДС*) |
Запрос котировок в ЭФ без доп. требований (с 1.04.2021) |
Электронный аукцион без доп. требований |
Электронный аукцион с доп. требованиями по прил. № 1 пост. № 99 |
Электронный аукцион с доп. требованиями по прил. 1 пост. № 99 |
или открытый конкурс в ЭФ (с 1.09.2020) без доп. требований |
или открытый конкурс в ЭФ (с 1.09.2020) без доп. требований |
или открытый конкурс в ЭФ (с 1.09.2020) без доп. требований |
||
Работы по строительству, реконструкции ОО, ТС, ИДС*, уникальных объектов |
Запрос котировок в ЭФ без доп. требований (с 1.04.2021) |
Электронный аукцион без доп. требований |
Электронный аукцион с доп. требованиями по прил. № 1 пост. № 99 |
Электронный аукцион с доп. требованиями по прил. № 1 пост. № 99 |
или открытый конкурс в ЭФ без доп. требований |
или открытый конкурс в ЭФ без доп. требований |
или конкурс с ограниченным участием с доп. требованиями по п.5 прил. № 2 пост. № 99 |
*особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений
Открытый конкурс и его подвиды
Конкурс позволяет поставщику получить максимальный объем информации о потенциальных исполнителях. В оценке конкурсных заявок участвуют разные критерии — от цены до наличия гарантии на поставленный товар. Кроме того, в сложных закупках можно привлечь стороннюю организацию, которая возьмет на себя проведение процедуры.
Подвидом конкурса является конкурс с ограниченным участием. Провести его можно, если закупаются технически сложные и узкоспециализированные объекты. Поставка таких товаров или услуг требует от исполнителя особой квалификации. Кроме того, конкурс с ограниченным участием проводится для выполнения работ по сохранению культурного наследия, и работ с музейными, архивными и библиотечными фондами.
Двухэтапный конкурс может быть проведен, если исполняются сразу два условия:
- чтобы уточнить характеристики объекта закупки, заказчик должен обсудить их с участниками;
- если закупаются научно-исследовательские работы, инновационная и высокотехнологичная продукция, работа по созданию произведений искусства и литературы либо заключается энергосервисный контракт.
Запрос предложений
Этот метод также нельзя назвать популярным. Причины того — ограниченные законом основания для проведения закупки таким способом, а также невозможность для заказчика внести изменения в извещение и закупочную документацию.
Запрос предложений проводится для закупки ограниченного круга объектов. В частности, это спортивный инвентарь для олимпийцев и паралимпийцев, изделия художественного промысла, медпрепараты по показаниям для конкретного пациента, услуги по лечению российского гражданина за границей. Кроме того, посредством запроса предложений закупаются диппредставительства и иные российские заказчики, осуществляющие свою деятельность за рубежом (при НМЦК до 15 млн рублей).
Запрос предложений должен быть проведен и в некоторых случаях, когда другие процедуры не дали результата. В частности, после признания электронного аукциона или повторного конкурса несостоявшимся. Также он применяется и тогда, когда контракт был расторгнут на основании части 5 статьи 95 закона 44-ФЗ, а работу или услугу по-прежнему необходимо закупить.
Мнение ФАС по закупке продуктов детского питания
Антимонопольное ведомство указало, что зачастую при формировании закупочной документации заказчики делают крупные лоты – как по номенклатуре, так и по количеству закупаемых товаров. Однако, большинство поставщиков детского питания не в состоянии поставить такое количество товара, которое бы полностью соответствовало техническому заданию. А большая часть поставщиков могут поставить часть запрашиваемого товара.
Учитывая вышеизложенное, ФАС сделала вывод о том, что в целях сохранения конкуренции заказчикам целесообразно разделять крупные лоты на несколько. В этом случае количество потенциальных участников закупки увеличится. Также у непосредственных производителей продуктов детского питания появится возможность напрямую участвовать в закупке (Методические рекомендации ФАС России для субъектов РФ по организации закупок продуктов детского питания).
Обоснование невозможности соблюдения запрета
Ст. 14 44-ФЗ и ПП РФ № 1236 от 16.11.2015 устанавливают запрет на приобретение программ для ЭВМ, для баз данных и исключительных прав на программное обеспечение.
Если заказчику необходимо обосновать, что у него нет возможности соблюдать правила национального режима, он должен подготовить особый документ и разместить его в ЕИС одновременно с извещением о заказе (ч. 3 ст. 14 44-ФЗ). Правила подготовки закреплены в ПП РФ № 1236. Можно оформить в произвольном виде, но в него обязательно нужно включить причину составления, класс ПО, выступающего объектом заказа, технико-функциональные и эксплуатационные характеристики ПО, а также основные требования к ним.
Где посмотреть информацию о товарных знаках?
Товарный знак – это не просто определенное обозначение товара. Чтобы знак стал таковым, он должен быть зарегистрирован и находиться в базе товарных знаков.
В силу ст. 1480 ГК РФ регистрация товарных знаков в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ осуществляется Роспатентом в порядке, установленном ГК РФ. То есть наличие товарного знака можно проверить в этом открытом реестре (rospatent.gov.ru/opendata/7730176088-tz). Правда, неудобство данной информационной системы в том, что для поиска нужно знать номер регистрационного свидетельства товарного знака. Существуют альтернативные источники информации, например, система Findtm.ru – в поисковой строке набирают название знака, ключевое слово, и выдается результат, содержащий варианты знаков с нужным словом.
Отметим: товарный знак может обозначаться и словами, и изображением. Иногда заказчик рискует пропустить указание товарного знака. Чтобы обойти проблемы, связанные с этим, можно использовать прием, связанный с написанием инструкции по заполнению характеристик товара. Такой подход может защитить заказчика в случае, если он не разглядел в огромном количестве закупаемых позиций какой-то товарный знак.
Поясним на примере – см. Решение Омского УФАС от 30.08.2018 по делу № 03-10.1/270-2018 (закупка проходила по Закону № 223-ФЗ, но выводы суда полезны и при закупках по Закону о контрактной системе).
Документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению. Заказчик проводил именно электронный аукцион. В документации о нем было сказано следующее.
«Рекомендуемая форма описания конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным Приложением № 2 к Заказу (Приложение № 1 к документации):
Инструкция по заполнению характеристик товара: * Участник электронного аукциона должен указать конкретный показатель. ** Конкретный показатель, не подлежащий изменению участником электронного аукциона. В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции, считать, что показатели являются неизменными. В случае, если настоящий раздел содержит указания на товарные знаки, в отношении указанных товаров могут быть предоставлены эквиваленты, а сами товарные знаки следует читать со словами «или эквивалент». |
Комиссия антимонопольного органа сочла, что инструкция по заполнению заявки не содержала противоречивых или иных требований, создающих какие-либо затруднения при составлении первой части заявки на участие в аукционе.
Правила описания объекта закупки по ст 33
Все заказчики, желающие приобрести товары, услуги, работы, обязаны соблюдать положения 33 статьи ФЗ о госзакупках. Эта статья регламентирует описание объекта закупки. Согласно положениям этой статьи — все заявки, выставляемые по единой информационной системе, должны соответствовать описанию:
- описание сделки должно носить объективный характер;
- при описании объекта обязательно указываются его характеристики;
- при описании заказа, документы должны содержать требования к товару и его изображение;
- документы о предстоящей сделке должны содержать описание — информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра образцов товара;
- бумаги о закупке должны описывать сведения, позволяющие определить соответствие товара, работы, услуг с установленными заказчиком требованиями;
- статья 33 п 3 об описании объекта заказа, свидетельствует, что в документации не указываются требования — к качеству, к техническим характеристикам, к участнику сделки, к производителю;
- описание 33 ст указывает, что заказчик вправе устанавливать требования к сроку товара (работы, услуг), к объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию и т. д.;
- характерные черты описания каких-либо видов закупок вправе устанавливать Правительство Российской Федерации;
- методы и способы описания характерных черт объектов закупки также могут регулироваться Федеральным Законом № 275 «О государственном оборонном заказе».
Обязательно при описании объекта закупки, заказчик должен использовать по 44 ФЗ 33 статью. Если не верно оформить заявку или не указать все необходимые критерии, то приобрести именно тот товар (работу, услугу) будет затруднительно.
Ст 33 ч 1
Участник сделки, желающий приобрести товар (работу, услугу) должен знать, как правильно описывать объект закупки. Все критерии, которые необходимо упомянуть в документации, указаны в 33 статье в первой части. Требуемые правила описания объекта закупки:
- При описании обязательно нужно указать характеристики — функциональные, технические, качественные, эксплуатационные;
- При описании нельзя указывать условия, касающиеся товарных знаков, патентов, промышленных образцов, знаков обслуживания и т. д.;
- При составлении заявки на приобретение товара, работы или услуги, заказчик обязан использовать условные обозначения и терминологию относительно технических характеристик закупки, которые регламентированы постановлениями и законодательством России;
- При наличии спецификации в заказе нужно указать — чертежи, планы работ, фотографии, результаты работ и т. д.;
- Заказчик должен обязательно указать требования поставляемого товара в соответствии с образцом или макетом;
- Если планируется проведение сделки на закупку лекарственных средств, то бумаги о предстоящей закупке должны отражать международные не патентованные наименования лекарств;
- Предоставляемый предмет закупки должен быть новым, т. е. ранее он не был использован, не ремонтирован, не восстановлен.
Ст 33 ч 2
Вторая часть 33 статьи Федерального Закона о госзакупках указывает на правильность оформления документации при составлении заказа. Все бумаги о закупке оформляются в соответствии с требованиями, указанными в первой части 33 статьи, а также необходимо указать на показатели, по которым определяется соответствие закупаемых товаров (работ, услуг). Все показатели устанавливаются заказчиком.
В документации обязательно указывается такое описание, как максимальное и минимальное значение всех показателей. Также заказчик обязан внести данные о показателях, которые не могут измениться.
Насколько подробно нужно описывать в документации необходимый объект?
Очевидно, что неконкретные и размытые требования к объекту закупки не позволят заказчику достичь необходимую цель, а поставщику/подрядчику/исполнителю исполнить контракт.
Вывод следующий: вы можете подробно описать необходимый объект закупки, но такая детальность (в том числе в отношении материалов, компонентов, химического состава объекта закупки) возможна в случае, если заказчик обоснует свою потребность именно в этих характеристиках. Например, если строительный материал только определенного химического состава и плотности прослужит требуемое заказчиком время.
Итак, условия, которые говорят об отсутствии ограничения конкуренции:
- у любого участника закупки есть возможность беспрепятственно приобрести нужный товар,
- предметом контракта является не производство товара, а его поставка,
- необходимо приобрести запасные части к машинам и оборудованию.
В то же время нельзя забывать, что цели закупки – удовлетворение потребностей заказчика, а потому он вправе устанавливать желаемые характеристики с соблюдением баланса его интересов и интересов конкуренции. Отсутствие аналогов товаров также не может говорить об ограничении конкуренции, т.к. заказчик не отвечает за развитие отдельных отраслей производства в стране.
Сложнее решение данного вопроса становится тогда, когда заказчик описывает требования к компонентам или составу объекта (например, при описании каких-либо лекарственных средств, строительных материалов и т.п.).
Вернемся к нашему клиенту. Больница закупала дезинфицирующие средства, указав в описании, что им нужны средства с содержанием спирта не менее определенного значения и с определенными свойствами. Но производит средства с такими характеристиками лишь один производитель в стране. При рассмотрении подобных дел не смог определиться даже Верховный суд. В одном случае он посчитал такое описание абсолютно законным, ввиду аргументов выше, в другом же – указал, что такие подробные характеристики объекта закупки приводят к ограничению количества участников, что является нарушением.
Неправомерно установил запрет на допуск товаров
Заказчик создал аукцион в цифровом формате на право подписания контракта на поставку материалов для хозяйственных нужд, связанных с различными кодами ОКПД2. Он наложил ограничение, в результате чего не допускается иностранная продукция в контексте Постановления №616. Более того, по всем перечисленным позициям суммарная цена товаров не превосходит учреждённую пп «б» п.3 Постановления №616 (1 млн. руб.).
Антимонопольный орган вынес заключение о незаконной деятельности организатора торгов, ведь предметом указанного договора считаются промышленные товары, перечисленные в перечне к Постановлению №616 и относящиеся к различным ОКПД2, поэтому ограничение к единице любого подобного товара в частности не может распространяться по причине, предусматриваемой п. «б» п.3 Постановления №616.
То есть, если осуществляется закупка продукции в контексте единого кода ОКПД2, где общая цена меньше миллиона рублей, тогда недопуск не применяется и не используется при цене единицы товара не более 100 тыс. руб.
Ст 33 44 ФЗ
Объект закупки — это, по 44-ФЗ, товары, работы, услуги (ТРУ), поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта.
Описание объекта закупки — это фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), позволяющая идентифицировать то, что нужно госзаказчику.
Нарушения при описании объекта закупки по 44-ФЗ
Закупочная документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых ТРУ установленным требованиям. При этом указываются как фиксированные показатели, так и допустимый диапазон.
При описании объекта закупки заказчик обязан использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, предусмотренные действующими техническими регламентами и стандартами, либо обосновать в документации необходимость использования других показателей и терминологии.
Нельзя описывать, используя:
- указание на конкретные товарные знаки, фирменные наименования, патенты, полезные модели, знаки обслуживания, промышленные образцы;
- наименование места происхождения или наименование производителя;
- требования, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников.
Запрещено устанавливать требования к производителю, к деловой репутации участника, к наличию у него производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для производства, выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта (за исключением случаев, предусмотренных 44-ФЗ).
Пример описания объекта закупки
Описание объекта закупки по 44-ФЗ, пример для заказа компьютерного стола, составлено в соответствии с правилами ст. 33 44-ФЗ:
Материал | МДФ, облицованный пленкой | Показатель остается неизменным, указать конкретное значение в том виде, в котором оно установлено заказчиком: «МДФ, облицованный пленкой» |
Толщина столешницы | Не менее 12 мм | Указать одно конкретное значение, равное или превышающее установленное минимальное значение. Например, «15 мм» |
Размеры | 1400×755×900/720 мм | Показатель остается неизменным, указать так же, как у заказчика: «1400×755×900/720 мм» |
Исключения из правил
Документация о госзакупке может содержать указание на товарные знаки в следующих случаях:
- нет другого способа более точно описать характеристики объекта закупки;
- при выполнении закупаемых работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в документацию слов «или эквивалент», кроме случаев:
- когда товары, на которых размещаются другие товарные знаки, не совместимы с тем, что уже использует госзаказчик, при этом необходимо обеспечить взаимодействие уже имеющихся и вновь закупаемых объектов;
- когда закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, уже используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пример описания с исключением из правил
Допустим, необходимо заказать расходные материалы для принтера — картридж. В этом случае следует указать:
- Товар — Картридж Canon PGI – 450XL (6434B001) для принтера Canon PIXMA MG-6640 черный пигмент.
- Ресурс печати — не менее 500 страниц.
- Гарантийный срок — не менее 12 мес.
При такой закупке можно не сопровождать указание на товарные знаки словами «или эквивалент», поскольку недопустима поставка других расходных материалов: поставляться могут только оригинальные расходные материалы (картриджи, контейнеры с тонером), которые изготовлены производителем оборудования, для которых они предназначены (принтеры находятся на гарантийном обслуживании).
Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы
1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:
2) истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона);
3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона);
4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона);
(в ред.
Описание объекта закупки в 44-ФЗ и 223-ФЗ
Федерального закона от 31.12.2014 N 509-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;
Технические и эксплуатационные характеристики
Без указания этих характеристик купить нужный объект будет достаточно сложно. В документации следует прописать параметры объекта и условия, которым он должен соответствовать, чтобы эксплуатироваться эффективно. Эти параметры и условия сильно зависят от объекта закупки, но в общем случае это могут быть, например, технические параметры, работоспособность, надежность, долговечность, экономичность, прочность, а также специфические характеристики внешнего вида и прочее.
Говоря об эксплуатационных характеристиках, стоит упомянуть и расходы, которые заказчик должен будет нести для поддержания объекта закупки в работоспособном состоянии. Объем этих расходов также может быть включен в техническое задание в качестве элемента описания объекта закупки.
Каковы правовые последствия несоблюдения требований к описанию закупки?
- УФАС вправе приостановить проведение закупки и выдать предписание о внесении изменений в документацию или об отмене всех протоколов закупки,
- УФАС вправе обратиться с иском о признании контракта недействительным,
- на заказчика могут наложить административный штраф.
Из этого можно сделать следующий вывод: нарушить законодательство о закупках очень просто. Мы рекомендуем заказчикам указывать в закупочной документации обоснование своих потребностей – это поможет защитить себя от жалоб и срыва торгов
В то же время участникам торгов необходимо обращать внимание на наличие или отсутствие такого обоснования, в том числе и при несоблюдении обязательных требований к товарам – это поможет выявить нарушения своих прав вовремя и добиться внесения изменений в документацию с помощью органов ФАС.
Другие статьи закона
Для каждой проводимой в рамках 44-ФЗ закупки подбирается соответствующее наименование. Оно должно давать краткое представление о том, что именно приобретается и для каких целей. При этом специалистам, работающим со стороны заказчика следует знать ряд требований, которые предъявляются к наименованиям объектов закупки и строго их соблюдать.
Как составляется наименование объекта закупки
Наименование объекта закупки составляется в словесной форме. В нем должна содержаться информация, которая позволяет отнести закупку к определенной группе, сфере экономической деятельности, типу продукции или услуг.
Ранее заказчики могли по своему усмотрению составлять наименования объектов закупок.
Как заказчику выбрать ОКПД-2 или КТРУ?
Как мы отмечали ранее, если необходимой позиции для товара в КТРУ нет, то заказчик описывает объект закупки по правилам ст. 33 Закона № 44-ФЗ (п. 7 Правил использования КТРУ) и указывает коды ОКПД2. Но если в КТРУ позиция есть и у нее наступила дата обязательного применения, то необходимо использовать позицию из Каталога.
Полный классификатор ОКПД-2 содержится в приказе Росстандарта от 31.01.2014г. №14-ст и подобрать подходящую позицию можно непосредственно в этом приказе. Каталог ТРУ размещен в ЕИС на вкладке «Каталог» по адресу https://zakupki.gov.ru/epz/ktru/start/startPage.html. Он разделен по категориям. Система позволяет произвести поиск по наименованию товара или коду ОКПД-2. Сложности в использовании возникают, если заказчик не знает кода ОКПД-2 или точного наименования объекта закупки. Например, при поиске подходящей позиции КТРУ для обычной батарейки АА по запросу «элемент питания» система находит 60 наименований, включающих указанные слова, многие из которых совершенно не соответствуют объекту закупки.
Сэкономить время и выбрать правильный код КТРУ или ОКПД-2 позволяет программа Эконом-Эксперт. Удобный справочник ОКПД-2/КТРУ подберет по названию сразу несколько подходящих кодов для объекта закупки, а также сразу проверит их на действующие запреты, ограничения, преференции и типовые контракты. А если есть вопросы по применению поставлений, то-программа выдаст рекомендации.
Обоснование НМЦК
Это документация госзаказчика, включающая расчет цен на планируемые заказы и прилагающаяся к плану-графику.
Заказчик считает и обосновывает НМЦК в соответствии со ст. 22 44-ФЗ и методическими рекомендациями Минэкономразвития (Приказ № 567 от 02.10.2013, Письмо № ОГ-Д28-7698 от 05.10.2014), а затем отражает данные в плане-графике, который подлежит обязательному размещению в ЕИС. Осуществляется в соответствии с методами:
- анализ рынка;
- тарифный;
- затратный;
- нормативный;
- проектно-сметный.
Также заказчик вправе использовать рекомендации, разработанные исполнительными органами власти конкретного субъекта РФ. Обосновываться должны НМЦК как конкурентных способов торгов, так и закупок товаров, работ и услуг у единственного поставщика.
Какие критерии использовать при проведении конкурса
Значимость критерия «Цена контракта» при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) должна быть не менее 60%.
Из нестоимостных критериев заказчику разрешено использовать исключительно критерий «Квалификация участников закупки…».
Показателями критерия квалификации могут быть один, два или три из нижеперечисленных:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).